Вопрос 4 - Бухгалтерский учет и аудит - Экономика и управление предприятием - Каталог статей - МОиТКПСМИиК
[МОиТКПСМИиК ]
Главная » Статьи » Экономика и управление предприятием » Бухгалтерский учет и аудит

Вопрос 4
21. Учет поступления основных средств.

Поступление основных средств на предприятие может осуществляться разными путями, например: путем купли-продажи, аренды, вклада в уставный капитал, строительства или обмена на другие материальные ценности. Их можно получить безвозмездно в виде финансовой помощи.

Приход основных средств (кроме оборудования к установке) обязательно оформляется через счет 08 "Вложения во внеоборотные активы". На этом счете собираются все затраты, связанные с покупкой и установкой оборудования, или с его возведением и строительством. Исключение составляют общехозяйственные и иные расходы, не имеющие прямого отношения к приобретению или строительству объектов. Когда предмет, по решению специальной комиссии предприятия, может быть запущен в эксплуатацию, составляется акт приемки, и все расходы со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" переводятся на счет 01 "Основные средства".

Например, пусть приобретено основное средство стоимостью 12 тыс. руб. За доставку было оплачено транспортной конторе 3 600 руб. Других расходов при приемке в эксплуатацию данного основного средства не было. Оформить постановку на учет данного основного средства можно следующим образом:

Д 60 - К 51 12 000 - оплачено поставщику за основное средство;
Д 08 - К 60 10 000 - отражена стоимость основного средства без НДС;
Д 19-1 - К 60 2 000 - учтен НДС по приобретенным основным средствам;
Д 76 - К 51 3 600 - оплачена доставка основного средства;
Д 08 - К 76 3 000 - учтены затраты на доставку основного средства (без НДС);
Д 19-1 - К 76 600 - отражен НДС по транспортным расходам на основное средство;
Д 01 - К 08 13 000 - определена балансовая стоимость основного средства;
Д 68-2 - К 19-1 2 600 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС,
где: счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет 68-2 "Расчеты с бюджетом по НДС", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Механизм учета налога на добавленную стоимость будет рассмотрен ниже. Заметим только, что если материальная ценность (в данном случае объект основных средств) оплачена, то предприятие вправе уплаченный при его приобретении НДС предъявить к зачету с бюджетом.

Примечания:
1. Согласно Гражданскому кодексу России (см. ст.218 и 223) при принятии на учет основных средств, относящихся к объектам недвижимости (зданий, сооружений и т.п.), необходим документ, подтверждающий право собственности организации на приходуемое имущество.

2. В случае если объект основных средств, возведенный хозяйственным или подрядным способом, после окончании строительства в течение трех месяцев не поставлен на баланс, то сумма, отраженная на счете 08 "Внеоборотные активы", по истечении этого срока подлежит включению в базу по налогу на имущество.
Если основное средство приобретено за иностранную валюту, то оценка его первоначальной стоимости производится по курсу Центрального Банка на дату перехода права собственности на объект.

При постановке на учет объектов основных средств, эксплуатировавшихся ранее на других предприятиях, определяется их новый срок полезного использования, а суммы накопленной ранее амортизации не выделяются. Оценка их первоначальной учетной стоимости производится одним из упомянутых выше способов. При этом по существу оценивается остаточная стоимость объекта, под которой понимается разница между стоимостью нового объекта и суммой его амортизации.

Основные средства, поступающие в качестве вкладов учредителей в уставный капитал организации, тоже приходуются с использованием счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". Как сказано выше, их первоначальная стоимость определяется по оценке, согласованной между учредителями. Если основное средство было в употреблении, то сумма ранее накопленной амортизации отдельно не выделяется:

Д 75 - К 80 - отражена доля учредителя на сумму оценочной стоимости объекта;
Д 08 - К 75 - оприходован вклад учредителя;
Д 01 - К 08 - составлен акт приемки объекта в эксплуатацию,
где: счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 80 "Уставный капитал".

Если при поступлении в организацию такого объекта осуществлялись дополнительные расходы, то они могут быть включены в стоимость основного средства до момента подписания акта приемки, например:

Д 76 - К 51 - оплачены дополнительные расходы;
Д 08 - К 76 - включены дополнительные расходы по объекту основных средств (без НДС);
Д 19 - К 76 - учтена сумма НДС по дополнительным расходам;
Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма НДС по дополнительным расходам.

Срок полезного использования для такого объекта устанавливается применительно к величине его оценочной стоимости.

Если объект основных средств поступает на предприятие в качестве дара и безвозмездно, то его первоначальная стоимость для постановки на бухгалтерский учет определяется по текущей рыночной цене. Рыночная цена может быть установлена по данным торговой инспекции, по официальной статистике, по материалам специальных изданий или на основании заключения эксперта. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, сумма безвозмездно полученного основного средства является доходом предприятия в течение всего срока его полезного использования. Приемка такого объекта и дальнейшая его эксплуатация оформляются в бухгалтерском учете при помощи совокупности проводок:

Д 08 - К 98 - отражены доходы будущих периодов на сумму рыночной цены объекта;
Д 08 - К 76 - учтены дополнительные расходы по объекту основных средств;
Д 01 - К 08 - составлен акт приемки объекта на сумму первоначальной стоимости;
Д 20, 26, 44 - К 02 - определены ежемесячные амортизационные отчисления на объект;
Д 98 - К 91 - учтен ежемесячный доход организации, пропорциональный доле амортизационных отчислений,
где: счет 02 "Амортизация основных средств", счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 98 "Доходы будущих периодов".

Смысл совокупности проводок, приведенных выше, состоит в том, что объект приходуется в виде доходов будущих периодов, которые становятся текущими доходами тогда, когда объект эксплуатируется и на него начисляется амортизация. В данном случае показано начисление амортизации применительно к предмету, находящемуся в эксплуатации в одной из следующих сфер: в основном производстве, в административно-хозяйственном подразделении, в отделе продаж (или на торговом предприятии).

Примечание. Бухгалтеру следует помнить, что согласно ст.575 ГК РФ договор дарения между коммерческими предприятиями запрещен.

При приобретении объекта основных средств в обмен на товары его первоначальная стоимость вычисляется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных материальных ценностей. Дополнительные затраты, связанные с доставкой, установкой, доработкой, могут учитываться в составе капитальных вложений в этот объект.

Если на предприятии есть официально зарегистрированный библиотечный фонд, то затраты на приобретение библиотечных изданий (книг, брошюр, журналов), используемых для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), относятся на общехозяйственные расходы. После принятия на учет и присвоения инвентарных номеров указанным изданиям, библиотечный фонд увеличивается на сумму добавочного капитала:

Д 26 - К 60 - отражены расходы на библиотечные издания (без НДС);
Д 19 - К 60 - учтена сумма НДС по библиотечным расходам;
Д 01 - К 83 - отражено увеличение библиотечного фонда,
где: счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 83 "Добавочный капитал".

Если в организации отсутствует официально выделенный библиотечный фонд, то издания числятся в составе общехозяйственных расходов, и третья проводка в учете не делается.

Одним из путей поступления основных средств в организацию является их сооружение, которое может осуществляться либо подрядным, либо хозяйственным способом. При подрядном способе основные средства формирует сторонняя организация, что отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Д 08 - К 60 - отражены затраты подрядчика (без НДС) по сооружению объекта;
Д 19 - К 60 - учтена сумма НДС по затратам подрядчика;
Д 01 - К 08 - принят на учет законченный строительством объект основных средств.
где: счет 01 "Основные средства", счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

При хозяйственном способе строительства объекта основных средств на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" собираются все затраты предприятия, на которые затем, в соответствии со ст.146 Налогового кодекса начисляется НДС. Совокупность проводок в этом случае будет выглядеть следующим образом:

Д 08 - К 07, 10 - отражены материальные затраты (материалы плюс оборудование) на сооружение объекта;
Д 08 - К 70 - учтены трудовые затраты на сооружение объекта;
Д 08 - К 69 - осуществлены отчисления в социальные фонды;
Д 08 - К 02 - начислена амортизация основных средств, используемых при возведении объекта;
Д 08 - К 05 - учтены прочие затраты в виде амортизации нематериальных активов;
Д 08 - К 68 - начислен НДС на всю сумму капитальных затрат;
Д 01 - К 08 - отражена приемка объекта основных средств в эксплуатацию,
где: счет 01 "Основные средства", счет 02 "Амортизация основных средств", счет 05 "Амортизация нематериальных активов", счет 07 "Оборудование к установке", счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 10 "Материалы", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".



Категория: Бухгалтерский учет и аудит | Добавил: Admin (03.04.2008)
Просмотров: 441 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]