Вопрос 1 - Технико-экономический анализ - Экономика и управление предприятием - Каталог статей - МОиТКПСМИиК
[МОиТКПСМИиК ]
Главная » Статьи » Экономика и управление предприятием » Технико-экономический анализ

Вопрос 1
27. Понятия общетеоретического экономического и конкретно-экономического анализа. Классификация анализа.

Анализ – способ познания предмета и явлений окружающей среды, основанный на расчленении (разделении) целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и взаимосвязей с применением аналитических возможностей человека.
Анализ существует в математике, химии, медицине и др. науках (психоанализ).
Общетеоретический экономический анализ – изучает экономические явления и процессы на макроуровне (общественно-экономической формации, отрасли и экономики страны в целом).
Конкретно-экономический анализ – изучение процессов на микро-уровне (изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятия).
Технико-экономический анализ (ТЭА) – выявление взаимосвязей между финансовыми, техническими, экономическими, технологическими потенциальными возможностями предприятия и результатами его деятельности (прибыль, рентабельность, себестоимость, производительность труда, численность работников, объем производства, фондоотдача).


Классификация анализа:

1. По отраслевому признаку (основан на общественном разделении труда):
1.1. – отраслевой (методика учитывает специфику отдельной отрасли (промышленность, с/х, транспорт, строительство);
1.2. - межотраслевой (теоретическая и методологическая основа АХД).
2. По признаку времени:
2.1. – предварительный (прогнозный), который осуществляется до со-вершения хозяйственной операции (для обоснования управленческих решений, для прогнозирования и оценки выполнения ожидаемого плана, для предупреждения нежелательных результатов и последствий).
2.2. - последующий (ретроспективный), который производится после совершения хозяйственной операции (для контроля выполнения плана, для выявления неиспользованных резервов, для объективной оценки результатов деятельности предприятия).
Ретроспективный анализ подразделяется на:
2.2.1. - оперативный (ситуационный) – проводится сразу же после совер-шения операции или изменения ситуации за короткий отрезок вре-мени (смену, сутки, декаду).
Цель – оперативно выявить недостатки в работе и воздействовать на хозяйственные процессы (пример, ситуационная комната Бира).
2.2.2. - итоговый (заключительный) – производится по итогам отчетного периода (месяц, квартал, год).
Цель – изучение деятельности предприятия комплексно и всесторонне.
3. По пространственному признаку:
3.1. – внутрихозяйственный – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений.
3.2. – межхозяйственный – сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий (выявление передового опыта, резервов, недостатков и на его основе объективная оценка деятельности предприятия).
4. По объектам управления:
4.1. – технико-экономический анализ – изучение взаимосвязи техниче-ских и экономических характеристик предприятия и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;
4.2. – финансово-экономический анализ – изучение финансовых результатов, оценка выполнения финансовых планов, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявления резервов увеличения прибыли, роста рентабельности, улучшение финансового состояния и платежеспособности предприятия
4.3. – управленческий анализ. Цель – предоставление руководству предприятия информации, необходимой для планирования, контроля, принятия оптимальных управленческих решений, разработка стратегии и тактики предприятия по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства предприятий. Носит оперативный характер, его результата являются коммерческой тайной предприятия.
4.4. – социально-экономический анализ – изучение взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты деятельности предприятия.
4.5. – экономико-статистический – изучение общественного мнения и влияния общественных явлений на разных уровнях управления предприятием.
4.6. – экономико-экологический анализ – изучение взаимодействия эко-номических и экологических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды, затратами за экологию, эффект, штрафы.
4.7. – маркетинговый анализ – изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков ценных бумаг и сбыта готовой продукции, конкурентоспособности, спроса и предложения, рисков, формирования ценовой политики, разработка тактики и стратегии маркетинговой политики.
5. По методике изучения объектов:
5.1. - сопоставительный анализ – сравнение отчетных показателей и ре-зультатов ФХД с плановыми показателями текущего года, данными прошлых лет, показателями передовых предприятий данной отрасли.
5.2. - факторный анализ – выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.
5.3. - диагностический анализ – установление характера нарушения нормативного хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения.
Пример: темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции. Это свидетельствует о темпах роста остатков неза-вершенного строительства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшения организации труда, совращение численности рабочих.
5.4. – маржинальный анализ – метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственных взаимосвязей объемов продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
5.5. – экономико-математический анализ – выбор наиболее оптимального варианта решения экономической задачи, выявление резервов повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся резервов.
5.6. – детерминированный анализ – исследование функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями.
5.7. – стохастический (дисперсионный, корреляционный, комплексный, компонентный) анализ – исследования степени влияния друг на друга взаимосвязанных показателей
5.8. – функционально-стоимостный анализ (ФСА) - метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект исследования и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (НИОКР, эксплуатация и утилизация).
Цель – предупреждение лишних затрат за счет ликвидации ненуж-ных узлов, деталей, упрощение имеющихся изделий, замена мате-риалов.
6. По субъектам (пользователям) анализа:
6.1. – внутренний – проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления;
6.2. – внешний – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами и инвесторами.
7. По охвату изучаемых объектов:
7.1. – сплошной – делаются выводы после изучения всех без исключения объектов анализа;
7.2. выборочный – по результатам обследования только части объектов.
8. По содержанию программ:
8.1. – комплексный – деятельность предприятия изучается всесторонне.
8.2. – тематический – изучаются отдельные стороны деятельности предприятия, представляющий в определенный момент конкретный интерес.
Экономический анализ – это функция управления, которая обеспе-чивает научность принимаемых решений, является важным элементом и действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки обоснованных планов и оптимальных управленческих решений.
Предмет анализа – причинно-следственные связи возникновения и протекания экономических и технических явлений и процессов.



Категория: Технико-экономический анализ | Добавил: Admin (03.04.2008)
Просмотров: 402 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]