Вопрос 6 - Технико-экономический анализ - Экономика и управление предприятием - Каталог статей - МОиТКПСМИиК
[МОиТКПСМИиК ]
Главная » Статьи » Экономика и управление предприятием » Технико-экономический анализ

Вопрос 6
32. Способы обработки информации в ТЭА.

Способы и приемы обработки информации

1. Сравнение – философская категория «Все познается в сравнении».
Сравнение – это научный метод познания, в процессе его неизвест-ное (изучаемое) явление, предмет или процесс сопоставляется с уже из-вестными, изученными ранее, с целью определения общих черт и ли различий между ними.

2. Способы группировки информации в ТЭА
Группировка – это деление массы изучаемой совокупности объек-тов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.

В зависимости от задач анализа используются:
1. Типологические группировки (пример, группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности).
2. Структурные группировки – позволяют изучить внутренне строение показателей и соотношения в них отдельных частей (пример, состав рабочих по специальности, стажу работы, возрасту, производительности труда).
3. Аналитические (причинно-следственные) группировки – используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми явлениями.

По сложности построения различают:
1. Простые группировки – изучаются взаимосвязи между явлениями, объединенными по какому-либо одному признаку.
2. Комбинированные группировки – объединяются сначала по одному признаку, а затем внутри группы по другому признаку.

Методика построения группировок
1. Определение цели анализа.
2. Сбор необходимых данных по всей совокупности объекта.
3. Ранжирование совокупности по выбранному признаку.
4. Выбор интервала распределения и деление совокупности по группам.
5. Определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам.
6. Анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи между ними.
7. Определение воздействия факторов на конечные (обобщающие) результаты.

3. Балансовый способ.
Балансовый способ служит для отражения соотношения пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественны.
Примеры: бухгалтерский баланс, товарный баланс.

Он + П = Р + В + Ок, отсюда Р = Он + П – В – Ок,
где
Он – остаток товара на начало периода,
П – поступление (производство) товара,
Р – продажа товара,
В – другие источники расхода товара,
Ок – остаток товара на конец периода.
Определение величины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Из трех факторов известно влияние двух, следовательно, влияние третьего можно определить, отняв от общего прироста результата первых двух факторов.

4. Графический способ.
Диаграммы:
- по форме: столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные;
- по содержанию: диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля.
Диаграммы сравнения показывают соотношение разных объектов по какому-либо показателю.
Полосовые диаграммы размещают по горизонтали, основу полосы размещают по оси ординат, а масштаб – по оси абсцисс.
Фигурные диаграммы – в них соотношения объектов показывают в виде условно-художественных фигур (колос, клубень, голова коровы, звездочки).
Структурные (секторные) диаграммы позволяют выразить удельный вес отдельных частей в общей величине показателя (разбитые на сектора геометрические фигуры - квадраты, круги, площадь которых берется за 100% (1,0).
Диаграммы динамики – для изображения изменения явлений за со-ответствующие промежутки времени. Для этой цели используют столби-ковые, круговые, квадратные и другие графики.
Линейные графики – (графики связи). По сои Х откладываются значения факторного показателя, по оси У – значения результативного показателя в соответствующем масштабе.
Графики контроля – на них наносятся две линии: плановые и фактические показатели за каждый день или иной промежуток времени.
Способы табличного изображения аналитических данных (см. вы-ше).
Требования к графическому материалу:
1. Выразительность и контрастность рисунков (разные цвета).
2. Масштаб, который обеспечит наглядность и возможность прочтения.
3. Диаграммы должны быть простыми и эстетичными.

5. Методика факторного анализа.

Факторный анализ – это методика комплексного и системного изу-чения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Типы факторного анализа:
1. Детерминированный факторный анализ – методика исследования влияния факторов, связь которых с результативными показателями носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель – это произведение, частное или алгебраическая сумма факторов.
2. Стохастический анализ – методика исследования факторов, связь которых с результативным в отличие от функциональной является неполной (вероятностной, корреляционной). Например, производительность труда может быть неодинаковой на различных предприятиях при одном и том же уровне фондоотдачи. Это зависит от оптимального сочетания других факторов, воздействующих на это результат.

Факторный анализ может быть:
- одноступенчатым - используются для исследования факторы только одного уровня без их детализации на составные части: У = А * В.
- многоступенчатым факторы А и В детализируются с целью изучения их поведения).

Основные задачи факторного анализа:
1. Отбор факторов, определяющих исследуемый результат.
2. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения ком-плексного и системного подхода в исследовании.
3. Определение формы зависимости между факторами.
4. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.
5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого их них в изменении величины результативного показателя.
6. Работы с факторной моделью (практическое применение для управле-ния экономическими процессами).
Факторы первого порядка: среднесписочная численность рабочих, среднегодовая выработка 1 рабочего.
Количество отработанных дней одним рабочим и среднедневная выработка - факторы второго уровня относительно валовой продукции.
Факторы третьего уровня – продолжительность рабочего дня и среднечасовая выработка.


6. Индексный способ.

Индексный метод – это метод, который основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношения фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде.

7. Способ абсолютных разниц

8. Способ относительных разниц

9. Способы изучения стохастических (корреляционных, вероятностных) взаимосвязей.


Корреляционная (стохастическая) связь – это неполная, вероятно-стная зависимость между показателями, которая проявляется только в массе наблюдений.
Парная корреляция – это связь между двумя показателями, один из которых является факторным, другой – результатом.
Множественная корреляция – возникает при взаимодействии не-скольких факторов и одного результативного показателя.
Необходимые условия применения корреляционного анализа:
1) наличие достаточно большого количества наблюдений о величине ис-следуемых факторов и результативного показателя;
2) исследуемые факторы должны иметь количественные измерители.


Категория: Технико-экономический анализ | Добавил: Admin (03.04.2008)
Просмотров: 373 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]